Согласование при уточнении границ земельного участка

Уточнение местоположения границ земельных участков

Согласование при уточнении границ земельного участка

УТОЧНЕНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Рекомендации основаны на требованиях действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент приватизации земель.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ПО КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ УТОЧНЕНИЕ ГРАНИЦ

Условия уточнения границ земельных участков установлены частью 1 статьи 43 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, уточнение местоположения границ проводится при условии, если сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным требованиям. Требования к точности определения границ земельных участков установлены Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Исходя из требований данного приказа уточнение местоположения границ проводится:

а) для земельных участков, сведения о координатах границ которых отсутствуют в сведениях ЕГРН или

б) точность определения координат по сведениям ЕГРН ниже нормативной или

в) точность определения координат  в сведениях ЕГРН не указана.

Уточнение местоположения границ земельных участках, сведения о которых соответствуют нормативной, не проводится. Изменить конфигурацию и площадь земельного участка, местоположение границ которого определено с надлежащей точность, можно в порядке перераспределения, объединения или раздела.

При проведении работ по уточнению местоположения границ земельного участка следует иметь в виду, что действующее законодательство не содержит понятия «фактические границы земельного участка».

В то же время частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что границы уточняемого земельного участка определяются документами. Последнее упоминание о фактических границах было исключено в 2008 году из 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

До этого момента в упомянутом законе содержалось требование. что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования.

Таким образом проводить уточнение местоположения границ по фактическим рубежам на местности допускается только при восстановлении утраченных документов, содержащих описание установленных границ. Удостоверить описание утраченных границ имеет право суд.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

Документы, на основании которых проводится уточнение границ

Местоположение границ уточняемого земельного участка определяют на основе документов, предусмотренных

  • частью 10 статьи 22 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
  • пунктом 22 Приказа Минэкономразвития №921,
  • пунктом 70 Приказа Минэкономразвития №921.

Учитывая, что качество чертежей границ в ряде случаев неудовлетворительное, то допускается изменение площади по сравнению с переданной в собственность при приватизации, допускается изменять не более чем на 10% или на величину минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом.

К документам, содержавшим сведения о местоположении границ земельного участка законодательством отнесены:

1) Документы, подтверждающие право на земельный участок включающие в обязательном порядке чертеж земельного участка:

  • Свидетельства о праве собственности на землю (синие свидетельства) которое выдавались по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
  • Свидетельство о праве собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения которое выдавались по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №  1767 «»О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Данная форма свидетельства использовалась и для удостоверения прав на приватизированные участки приусадебных земель.

2) Документы, определяющие местоположение земельного участка при его образовании:

  • утвержденный проект организации и застройки территорий садоводческого, огороднического или дачных некоммерческого объединений граждан;
  • проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения
  • утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

3) Документы, подтверждающие существование границ на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка:

  • план границ из технического паспорта БТИ, изготовленного до 1 января 2013 года;
  • фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ масштаба не мельче 1:5000;
  • планы, являющиеся картографической основой ЕГРН;
  • топографические планы, запрошенные из архивов местной администрации, проектных и изыскательских организаций;
  • чертеж границ земельного участка из межевого дела, хранящегося в государственном фонде данных.

На указанных выше планах обязательно должны быть обозначены установленные границы земельных участков или линейные рубежи, по которым проходят границы земельных участков.

Фотопланы, отражающие ситуацию на местности ранее 15 лет имеются в распоряжении организаций системы Рослесинфорг и предприятий, входивших в систему ВИСХАГИ.

Кадастровый инженер не вправе давать собственные заключения о существовании границ на местности более 15 лет без подтверждения данного факта вышеупомянутыми документами.

Порядок действий при отсутствии графических документов, определяющих местоположение уточняемых границ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и ведения приусадебного хозяйства

С момента приватизации земель в Российской федерации, начало которой положил Указ Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и до настоящего времени изготовление чертежа земельного участка являлось обязательным.

Источник: http://KadastrSRO.ru/index.php/polezno-znat/metodich-material/45-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-kadastrovykh-inzhenerov/479-utochnenie-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uchastkov

По вопросу согласования местоположения границ земельного участка (смежных земельных участков) при уточнении местоположения границ; по вопросу вида разрешенного использования земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4960

Согласование при уточнении границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (далее – Закон N 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Согласно части 3 статьи 30 Закона N 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом N 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития России по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г.

N 218-ФЗ “О государственной регистрации” (далее – Закон N 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе “Недвижимость” (/Документы/Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости).

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

1.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ (далее – Акт согласования) на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласно пункту 82 Требований к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 (далее – Требования к межевому плану), в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте раздела межевого плана “Чертеж земельных участков и их частей” (далее – Чертеж) оформляется Акт согласования. В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.

В строке “Кадастровый номер или обозначение земельного участка” раздела межевого плана Акт согласования указывается кадастровый номер или обозначение земельного участка, по результатам согласования местоположения границ которого оформляется данный Акт согласования (то есть в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, в приведенном в обращении случае “:ЗУ1”), а в графе “4” “Кадастровый номер смежного земельного участка” Акта согласования приводятся кадастровые номера смежных с ним земельных участков, местоположение отдельных частей границ которых было уточнено в результате выполнения кадастровых работ.

Отдельные Акты согласования в отношении смежных земельных участков оформляются в случае выполнения отдельных кадастровых работ в отношении таких смежных земельных участков, например, в связи с уточнением местоположения границ данных земельных участков.

Таким образом, если в рассматриваемом обращении случае дополнительно выполняются отдельные кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:14:000000:149 (то есть такой земельный участок также является объектом кадастровых работ), то в отношении такого земельного участка оформляется отдельный Акт согласования.

Для соблюдения положений пункта 82 Требований каждый лист Акта согласования размещается на обороте Чертежа (то есть количество листов с изображением Чертежа должно соответствовать количеству листов, необходимых для размещения всех сведений Акта согласования). При этом допустимо установление соответствия между включенными в поле изображения Чертежа с использованием выносок или врезок, оформляемых на отдельных листах в составе Чертежа, отдельными характерными точками границ (частями границ) земельных участков и размещаемой на обороте таких листов Чертежа частью содержания Акта согласования.

Согласно пункту 9 статьи 1, частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

В Градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в том числе указываются виды разрешенного использования земельных участков (часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса).

Таким образом, виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – классификатор), утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 (далее – Приказ N 540).

Согласно части 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 171-ФЗ) в срок до 1 января 2020 года органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) согласно подпункту 4 пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, в том числе указываются территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

Кроме того, пунктом 51 Требований к межевому плану не предусмотрено непосредственное использование классификатора вида разрешенного использования в качестве документа, в соответствии с которым указывается установленный вид разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом необходимо отметить, что согласно части 21 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков.

При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории.

Таким образом, если органы местного самоуправления устанавливают вид разрешенного использования образуемого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом в составе правил землепользования и застройки, утвержденных до вступления в силу Приказа N 540 (до 24 декабря 2014 г.) и такой градостроительный регламент не приведен в соответствие с классификатором, то вид разрешенного использования такого образуемого земельного участка может не соответствовать классификатору.

Дополнительно отмечаем, в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса, пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее – Требования к схеме) Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) об определенной территории (кадастрового плана территории).

Согласно пункту 8 Требований к схеме в случае образования двух и более земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или путем перераспределения земельных участков условный номер образуемого земельного участка включает в себя кадастровый номер кадастрового квартала, в котором образуемый земельный участок расположен целиком, обозначение образуемого участка в виде заглавных букв “ЗУ” и порядкового номера образуемого участка в пределах определенной схемы расположения земельного участка, записанного арабскими цифрами.

Таким образом, в одной схеме расположения земельного участка может содержаться информация об образуемых земельных участках, расположенных в пределах одного кадастрового квартала, и условные номера таких земельных участков должны содержать учетный номер только одного кадастрового квартала. При этом согласно приложенной к обращению копии постановления администрации сельского поселения Языковский сельсовет муниципального района Благоварский район от 15 ноября 2016 г. N 627 (далее – Постановление N 627) утверждена одна схема расположения земельного участка, в которой содержатся характеристики подлежащих образованию земельных участков, расположенных в пяти кадастровых кварталах.

Таким образом, схема расположения земельных участков, утвержденная Постановлением N 627 не соответствует Требованиям к схеме, что с учетом пункта 3 части 11 статьи 41 Закона N 218-ФЗ согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.

Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что несоответствие документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, по форме и (или) содержанию требованиям законодательства Российской Федерации является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075919

Порядок действий при уточнении границ земельного участка

Согласование при уточнении границ земельного участка

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении сделки по его отчуждению.

Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Процедура уточнения

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный кадастровым инженером межевой план надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков земли проводится в следующих случаях:

  • Границы участка не установлены;
  • В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  • Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый документ на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении садового или дачного участка).

Необходимые документы

Перед проведением работ по уточнению границ нужно собрать следующие документы:

  • Свидетельство о праве пользования наделом;
  • Кадастровый документ (если имеется);
  • План застройки надела;
  • Копия проекта межевания территории;
  • Копия паспорта.

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития. Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

Необходимо знать, что проводить работы по уточнению и переопределению границ имеют право следующие лица:

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Порядок действий

Если отсутствует кадастровый паспорт на земельный надел и межевой план, то порядок действий по уточнению границ надела следующий:

  • Сбор нужных сведений и подготовка документов;
  • Выбор геодезической компании;
  • Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  • Заключение договора с выбранной компанией;
  • Осуществление межевых работ на участке;
  • Анализ собранных данных;
  • Согласование предварительной карты участка;
  • Составление окончательного межевого плана;
  • Регистрация межевого плана в кадастровой палате.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы. Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Сначала работник фирмы производит осмотр участка и изучает предоставленные документы, после чего заказчик и представитель фирмы обсуждают цену и заключают договор, а также подписывают акт о проведении кадастровых работ.

Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  • Осмотр естественных границ;
  • Первичный замер длин границ;
  • Фотографирование территории;
  • Осмотр почвы;
  • Установка контрольных точек (колышков);
  • Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  • Уточняющий замер.

После проведённых измерений и проведения ряда необходимых вычислений, кадастровый инженер предоставляет предварительную карту участка заказчику работ для согласования. Также необходимо согласовать вновь определённые границы с заинтересованными лицами – сособственниками надела заказчика и соседними землепользователями.

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте.

Заинтересованные лица должны подписать акт согласования границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.

После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов.

В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины.

Причинами могут быть:

  • Недостоверно указанные данные;
  • Неполный пакет документов;
  • Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  • Обнаружение факта наложения границ;
  • Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  • Нарушение публичного сервитута.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п. 3 ст. 42.

8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены.

Особенности процедуры при наличии кадастрового паспорта

В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек.

Наличие данного документа вносит ряд упрощающих изменений в процедуру уточнения границ надела земли:

  • Уменьшение необходимого пакета документов;
  • Уменьшение количества межевых работ;
  • Наличие дополнительного аргумента при споре с соседями;
  • Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ. Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день.

Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ. Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд.

В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании.

Как составить исковое заявление об уточнении

Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Структура заявления

Исковое заявление в суд имеет определённую структуру, состоящую из трёх частей:

  • Вступительной;
  • Мотивировочной;
  • Просительной.

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных. В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

заявления и документы

В заявлении должно быть указаны следующие пункты:

Данные (ФИО) заявителя и ответчика;

  • Площадь участка;
  • Кадастровый номер;
  • Категория земли;
  • Вид разрешённого использования;
  • Номер свидетельства регистрации собственности.

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта заявителя;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Правоподтверждающие документы;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Копия кадастрового документа;
  • Технически паспорт на строения;
  • Межевой план.

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению.

Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, договор аренды, свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально.

Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию. Наличие кадастрового паспорта упростит процедуру, а грамотный выбор фирмы-подрядчика и своевременное оповещение заинтересованных лиц о предстоящей процедуре поможет избежать судебных разбирательств.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochnenie-granic-uchastka-kak-provesti.html

8 вопросов об уточнении границ земельного участка

Согласование при уточнении границ земельного участка

8 вопросов об уточнении границ земельного участка

8 вопросов об уточнении границ земельного участка

Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ старого участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.

Что такое граница участка?

Описание местоположения границ земельного участка является одним из основных сведений, позволяющих определить земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи.

Местоположение границ земельного участка отображается в графической части межевого плана. Кроме того, границы земельного участка могут быть установлены на местности.

Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ.

Что такое межевание?

Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.

Зачем уточнять границы земельного участка?

Точно определенные границы земельного участка могут стать защитой от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей.

Например, от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному строительству объектов недвижимости на таком земельном участке.

Также наличие границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать с участком любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

Если вы решили разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: “Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства”. Площадь такого участка будет указана целым числом – тем же, что и в правоустанавливающем документе.

В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, уточнение местоположения границ земельного участка не требуется, за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.

Можно воспользоваться и справочным сервисом “Публичная кадастровая карта”. Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка “Без координат границ” или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.

Важно: При обращении к кадастровой карте будьте внимательными: у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию, не соответствующую действительности. Публичная кадастровая карта размещена по адресу: pkk.rosreestr.ru.

Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ) или Кадастровую палату.

Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.

Как уточнить границы участка?

Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности (кадастровый инженер).

Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис “Государственный реестр кадастровых инженеров”.

При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на его опыт, качество и сроки выполнения кадастровых работ.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Следующий этап – ознакомление с результатами замеров. Далее – процесс согласования границ с владельцами смежных участков. После этого кадастровый инженер подает пакет документов в орган регистрации прав.

При формировании границы он должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.

Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.

Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто так, как хочется собственнику. Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площади.

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок.

Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Дополнительные разъяснения даны Департаментом недвижимости Минэкономразвития. Документами, определяющими местоположение границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

  • Ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ).
  • Материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти.
  • Документы по территориальному планированию муниципальных образований.
  • Проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.

Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков.

Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе.

Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

Можно ли проводить согласование границ земельных участков в период сложной эпидемиологической обстановки?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо особенностей процедуры согласования границ.

Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом, так и проведя собрание с их участием.

При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.

Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Документы для внесения изменений в сведения госреестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав или воспользоваться выездным обслуживанием Кадастровой палаты. 

Источник: https://komiinform.ru/news/201766/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.