Сведения о категории земель это

Содержание

Статья «Сведения о категории земель и кадастровый учет» – журнал «Земельный Вестник Московской области», выпуск № 6 / 2011

Сведения о категории земель это

Сведения о категории земель и кадастровый учет

В письме от 8 октября 2010 года № 1603 директора ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области Виктора Шило разъясняется порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о категории земель и разрешенном использовании земельных участков.

Всвязи с обращениями об основаниях внесения в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН) сведений о категории земель и разрешенном использовании земельных участков, в отношении которых органами местного самоуправления утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – Схемы) рекомендуем учитывать следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение ГКН осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ГКН, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

Пунктом 69 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года № 42 (далее – Порядок), предусмотрено, что сведения Реестра объектов недвижимости (далее – Реестр) о категории земель образуемого земельного участка должны соответствовать сведениям о категории земель исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным земельным законодательством. Если в ГКН отсутствуют сведения об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель, сведения о принадлежности образуемых земельных участков к определенной категории земель вносятся в Реестр на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об отнесении исходного земельного участка к определенной категории земель.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о категории) в случае, если категория земель не указана в документах ГКН, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу Закона о категории, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков. В иных помимо указанных случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (части 3, 4 статьи 15 Закона о категории).

В свою очередь, статьей 5 Закона Московской области № 23 / 96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» регламентировано, что до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земельных участков к определенной категории земель осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, за исключением отнесения земель или земельных участков в составе таких земель к категории земель сельскохозяйственного назначения. Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель, государственная собственность на которые не разграничена, к категории земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством Московской области.

В отношении земельных участков, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующим законодательством не исключается закрепление решений об отнесении таких земельных участков к определенной категории земель в муниципальных правовых актах об утверждении Схем расположения данных земельных участков, изданных органами местного самоуправления, уполномоченными принимать соответствующие решения.

Изложенное также подтверждается правовой позицией, содержащейся в разъяснениях Департамента недвижимости Минэкономразвития России, по мнению которого, учитывая, что действующим законодательством исчерпывающе не определено, в каком именно порядке устанавливается категория вышеуказанных образуемых земельных участков, соответствующими документами могут быть акты о выборе данных земельных участков, принятые с учетом целевого назначения земель, с приложением Схем расположения таких земельных участков, либо утвержденные в установленном порядке Схемы расположения таких земельных участков (письма от 10 февраля 2010 года № Д23-456 и от 16 июня 2009 года № Д23-1778).

Исходя из пункта 70 Порядка, сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в Реестре должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.

По общему правилу, вытекающему из пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Принимая во внимание изложенное, при проведении предусмотренной Порядком проверки муниципальных правовых актов об утверждении Схем, представляемых в орган кадастрового учета в качестве оснований для указания в ГКН сведений о категории земель и (или) разрешенном использовании образуемых земельных участков, необходимо учитывать, что указанные акты могут рассматриваться соответствующим подтверждением принадлежности земельного участка к определенной категории земель и (или) установленного для них разрешенного использования при условии, что:

  • указанные акты, содержащие решения об отнесении образуемых земельных участков к определенной категории земель и (или) об установлении их разрешенного использования, изданы муниципальными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством принимать соответствующие решения;
  • кроме того, содержание таких актов позволяет однозначно определить (установить) земельный участок, в отношении которого установлено их действие (например, в Схеме исчерпывающе указаны сведения о местоположении (координатах) границ образуемого земельного участка, или содержатся иные сведения, позволяющие идентифицировать такой земельный участок).

Определение категории земельных участков, образованных из государственных земель

В письме от 1 февраля 2010 года № Д23-456 директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Андрея Ивакина разъясняется порядок определения категории земельных участков, образованных из земель, находящихся в государственной собственности.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об определении категории земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной собственности, и сообщает следующее.Исходя из обращения при постановке на кадастровый учет земельных участков, образуемых из земель, находящихся в государственной собственности, возникают затруднения, связанные с определением категории образуемых земельных участков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков.

Так, в случае если земельный участок, из которого образуется предоставляемый земельный участок, был отнесен к определенной категории земель, то образуемые из него земельные участки будут отнесены к той же категории. При этом принятия каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении категории земель образуемого земельного участка не требуется.

Вместе с тем действующим законодательством четко не определено, в каком порядке определяется категория земельного участка, образованного из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, так как объектом кадастрового учета является только индивидуально-определенная недвижимость и сведения о землях в государственный кадастр недвижимости не вносятся.

Департамент недвижимости полагает, что такими документами могут быть акт о выборе образованного земельного участка, принятый с учетом целевого назначения земель, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо утвержденная в установленном порядке схема расположения земельного участка.

www.roszem.info

Кадастровый учет земельных участков при отсутствии сведений о категории земель

В письме от 16 июня 2009 года № Д23-1778 заместителя директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Вадима Андропова разъясняется возможность постановки на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в случае отсутствия сведений о категории земель и установленном разрешенном использовании в документах, представленных для проведения государственного кадастрового учета.

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о возможности постановки на государственный кадастровый учет образуемых земельных участков в случае отсутствия в представленных для проведения государственного кадастрового учета документах сведений о категории земель и установленном разрешенном использовании и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Однако по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее – Уникальные характеристики объекта недвижимости) или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.

К уникальным характеристикам, позволяющим определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, часть 1 статьи 7 Закона о кадастре отнесены: вид объекта недвижимости, кадастровый номер, дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости, описание местоположения границ объекта недвижимости, его площадь.В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о кадастре сведения о категории земель и разрешенном использовании относятся к дополнительным характеристикам земельных участков.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации категорией земель и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются категория земель и разрешенное использование земельных участков (далее – Исходный земельный участок), из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Таким образом, отсутствие сведений о категории земель и установленном виде разрешенного использования земельного участка в представленном для государственного кадастрового учета образуемого земельного участка межевом плане допускается в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и (или) в документах, на основании которых подготовлен межевой план (например, схемах расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий).

Источник: http://zemvest.ru/jurnal/arhiv-jurnala/6-2011/05/

Как узнать категорию земель для своего участка: все варианты

Сведения о категории земель это

Массивы земель ценны для государства с экономической точки зрения, поэтому их перечень отражен в государственном реестре.

Совокупность угодий составляет геодезическую сеть, спутниковые карты позволяют осуществлять учет территорий.

Когда земли ставят на учет, указывают их характеристики.

Они не только отражают реальные свойства участков, но и указывают на их особенности.

С учетом последних определяется принадлежность земли к определенной категории. О том, как узнать категорию земель, читайте в этой статье.

Зачем нужно знать категорию

Собственники наделов, посмотрев документы на участок, могут узнать из них то, к какой категории он относится.

Здесь же будет указано то, для каких целей его можно использовать.

На сегодняшний момент существует несколько категорий, все они перечислены в Земельном кодексе:

Если посетить администрацию города или небольшого населенного пункта, то можно ознакомиться с планом местности. На нем видно, как разделены земли по своему целевому назначению (ст. 7 — 8 ЗК РФ). Подобная информация есть и в Госкадастре.

На категории земельные участки могут делить:

  1. Правительство. Оно имеет право определить территории, которые будут относиться к федеральной собственности.
  2. Субъекты РФ. Администрация определяет территории, входящие в субъект.
  3. Распределением остальных земель занимаются органы местного самоуправления. При этом учитываются социальные, экономические, а также природные и другие факторы, которые оказывают влияние на процесс распределения.

Такой подход был взят за основу не случайно. Это сделано специально, чтобы территории в процессе их эксплуатации не лишались своих полезных свойств, присущих им изначально.

Эти свойства имеют большую ценность, они считаются невосполнимыми. Но нужно отметить, что в Земельном Кодексе невозможно найти формулировку этого определения, нет ее и в нормативных актах.

Есть только информация о том, какие категории земель существуют.

Например, к сельскохозяйственным относят те земли, которые расположены за пределами населенных пунктов.

Такие участки предназначены исключительно для ведения сельского хозяйства.

Если обратиться к законодательству, то станет понятно, что каждый участок земли можно использовать только так, как это было определено в соответствии с категорией.

Кроме того, учитывается и целевое назначение земли.

Его указывают в кадастровом паспорте территории. Также эту информацию можно найти и в свидетельстве о собственности.

Если собственник участка решил использовать его иначе, чем это предусмотрено документами, придется изменить его категорию. Но сделать это бывает достаточно сложно.

Чтобы не терять время на внесение изменений, нужно еще на стадии покупки или выделения участка обращать внимание на его категорию. Если она не соответствует планам покупателя земли, то от сделки лучше отказаться.

От категории будет зависеть правовой режим, а также то, для каких целей может быть использован надел. Например, если участок относится к лесному фонду, то на нем запрещено строительство жилых домов и дач. Какие категории земли подходят для строительства жилого дома или дачи, читайте в отдельной статье.

Стоит отметить, что местные органы власти могут ошибочно выделить территорию в местах, в которых запрещено возведение дачных и жилых построек. Такие ошибки приводят к тому, что собственники участков сталкиваются с проблемами. Особенно остро они стоят в тех случаях, когда дома уже построены. Перевести такую территорию в земли населенных пунктов практически невозможно.

Если участок только создается, определение категории земли для него зависит от того, из какой категории он выделяется.

Если территория выделяется из сельскохозяйственных земель, то и участок будет относиться к этой категории.

Вот почему не следует покупать дешевые участки, например, земельные паи, планируя впоследствии построить на них жилой дом или целый коттеджный поселок.

Для этого нужно перевести участок в другую категорию, сменить цель его использования.

Это затратный процесс, который не всегда обречен на успех.

Рассмотрим подробно как определить категорию земельного участка. Вариантов куда можно обратиться сразу несколько, узнать можно:

Выписка из Росреестра

Как узнать категорию земельного участка через Росреестр? Сегодня есть два информационных банка, где можно узнать все данные о недвижимом имуществе. Это ЕГРП (ЕГРН) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Все данные о правах содержатся в ЕГРП, здесь же есть информация о правообладателях.

В ГКН можно найти сведения о статусе объекта и его стоимости.

Кроме того, здесь приведены характеристики объекта и то, как его разрешено использовать.

Сервисы находятся в ведении Росреестра и кадастровой палаты, которая подведомственна этому учреждению.

Данные из ГКН и ЕГРП может запросить любой человек, но получить оригиналы и копии сведений о документах-основаниях имеет право лишь правообладатель или его представитель. Последний должен иметь доверенность, заверенную в нотариальной конторе.

В ГКН можно запросить следующие кадастровые документы:

Получить полные сведения о земельном участке можно из кадастровой выписки. Физическое лицо ее оформит за 400 рублей, если ему нужен документ на бумажном носителе. В электронном виде – 150 руб. Выписка не имеет срока годности.

Получить ее можно в МФЦ, посетив центр лично, либо при обращении в кадастровую палату. При личном обращении нужно иметь паспорт или доверенность. Если обращается юридическое лицо, то это должен сделать директор или его представитель. Также необходимо приложить квитанцию, которая бы подтвердила оплату государственной пошлины.

Направляя запрос по почте, его нужно отправить на адрес учреждения, которое расположено в той местности, где находится недвижимость.

Получить документ можно онлайн, посетив сайт Росреестра:

  • перейти во вкладку «Деятельность»;
  • выбрать «Оказание гос. услуг»;
  • «Перечень гос. услуг»;
  • найти пункт, в котором сказано о предоставлении сведений в электронном виде;
  • далее необходимо выбрать «Подать запрос» и заполнить все поля формы.

После завершения процедуры на электронную почту поступит уведомление о том, что заявка принята.

Выписка на бумажном носителе будет готова в течение 5 дней с того момента, как пройдет оплата. На электронном носителе документ обычно выдают на следующий день.

Это публичный проект, которым может воспользоваться любой желающий. С картой можно ознакомиться на сайте Росреестра. Услуга бесплатная.

Изучив карту, можно получить все данные об участках, которые находятся в государственном кадастре. Картой часто пользуются специалисты, например, риелторы и юристы. Благодаря проекту, можно получить искомые сведения, и только потом оформлять выписку об участке.

На карте обозначены границы территорий, указан их кадастровый номер. Также есть информация о категориях земель и о том, как их можно использовать.

Есть сведения:

  • о стоимости наделов,
  • о строениях, расположенных на землях и другая информация.

Изучив карту, можно получить общие сведения, которые нужны для работы с земельным участком. Нужно учесть, что эта информация ориентировочная, поэтому изучение карты не заменит сведения из документов.

Кадастровый номер

Если он известен, то по нему можно узнать технические характеристики участка.

В случае, если номер не известен, его можно узнать, найдя земельный участок на публичной кадастровой карте.

Это можно сделать как по адресу через поиск, так и визуально.

Зная кадастровый номер, можно обратиться в Росреестр и получить информацию.

При личном визите необходимо предоставить паспорт, а также документ, подтверждающий право собственности на земельный участок.

В ФУГРЦ

Получить сведения о категории земель можно также в Федеральном Управлении государственного регистрационного центра, оплатив пошлину в размере 100 руб. и составив заявление.

Эта служба располагает всеми данными о собственнике участка. Но посторонним лицам придется объяснить, для чего им нужна информация. Это справедливо в отношении всех служб.

Районная администрация

В муниципалитете можно узнать о:

  • межевании территории,
  • категории земель.

В администрацию можно обратиться лично или написать заявление, переслав его по почте. Кроме того, представлять интересы заинтересованного лица может его представитель, имеющий нотариально заверенную доверенность.

В документах на участок и при межевании

Категория указана в технических документах, выдаваемых на участок.

Информацию можно узнать в договорах, если в них предметом выступал земельный надел, в различных актах, которые были выданы органами власти субъекта или местного самоуправления.

Также правоустанавливающий документ выдают после проведения межевания.

Для этого необходимо обратиться к специалисту или в организацию, которая предлагает такие услуги.

У специалиста или организации обязательно должна быть лицензия.

Как определить для вновь образованного участка

Установление категории земельного участка в этом случае осуществляется согласно ЗК, ст. 11.2 п. 3.

Если категория участка не установлена, то собственник должен написать ходатайство, подав его в уполномоченный орган. К заявлению нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, а частное лицо должно предоставить свой паспорт.

Также нужна кадастровая выписка и справка, которую нужно взять в ЕГРП, и имеющиеся на земельный надел документы. Подробнее о том, как происходит в этом случае установление категории земли читайте в этой статье.

Данное видео подробно раскрывает тему получения сведений из ГКН:

Заключение

Сегодня все земельные наделы распределены между 7 категориями, и законодательство регламентирует использование надела в зависимости от этого.

Перевести участок из одной категории в другую категорию сложно.

Стоит сразу обращать внимание на этот пункт при планировании сделки или начала строительства.

Лучше заранее запомнить, как определить категорию земель, чтобы при первом же взгляде на документ четко установить — подходит ли данный участок для ваших целей.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kategorii/kak-uznat

Категории земель: виды земельных участков, и особенности их назначения

Сведения о категории земель это

В нашей сегодняшней статье разберемся, какие бывают категории земельных участков и, какое их целевое назначение. После прочтения вы точно сможете разобраться с тем, какой участок земли необходим для ваших целей, и на что обращать внимание при покупке, чтобы в процессе аренды земли не пришлось выплачивать большие штрафы.

Территория страны разделена на множество разных земельных зон, которые можно использовать по определенному назначению

Немного обобщающей информации

Земельные территории как объекты правовых взаимоотношений, сгруппированы на отдельные категории земель для более эффективного использования. Исходя из законодательства и ввиду уникальных свойств, земельный надел первично позиционируется как природный ресурс и лишь после как вариант собственности.

Понятием земельного участка именуется часть суши, имеющая строгие границы, утвержденные документально. В таком случае, отдельная часть территории становится не только одним из базисных ресурсов, но и частью гражданского права, в соответствии с ст.130 ГК РФ. При этом государство оставляет за собой право на наблюдение за экологическим состоянием и целевым использованием имущества.

Разделением территорий исходя из ст. 7-8 ЗК РФ занимаются следующие представительства власти:

  • правительство РФ – управляет территориями федерального значения;
  • органы исполнительной власти контролируют участки, входящие в состав субъектов РФ;
  • органы местного управления следят за состоянием всех остальных категорий земель.

Участок в качестве недвижимости может состоять из нескольких наделов или образоваться благодаря ранее неиспользуемым территориям из муниципального или государственного баланса.

Россия страна огромная и забота о каждой конкретной территории возлагается на местное управление

Список категорий земельных участков

Каждый вид территории создан с целью стратегического сохранения и эксплуатации недвижимых ресурсов, которые невозможно перенести в пространстве.

Исходя из свойств, которыми обладает участок земли, определяются и возможные формы использования:

  • сельскохозяйственные – в их число входят наиболее плодородные площади которые могут применяться с целью производства сельскохозяйственной продукции;
  • лесные – площади с густым растительным покровом;
  • особо охраняемые площади – земли, имеющие уникальное экологическое значение.

Законодательные органы РФ, исходя из ст.7 3К, выделяют 7 категорий земельных территорий:

  1. Сельхоз назначения для поддержания хозяйственной деятельности.
  2. Населенных пунктов в качестве административных частей.
  3. Фонд лесных насаждений.
  4. Фонд водного баланса.
  5. Промышленности, транспорта, телекоммуникаций, энергетики.
  6. Особо охраняемые зоны (ООТ), имеющих важное экологическое, историческое, культурное или подобное значение.
  7. Запаса, к которому относятся приватизированные участки.

Примерное соотношение основных категорий земельных участков

Остановимся подробнее на каждой перечисленной категории земельных участков.

Земли сельхозназначения

Статья 77 Земельного Кодекса РФ, утверждает, что к сельскохозяйственной категории относятся территориальные площади, находящиеся за границей административных единиц и имеющие соответствующее использование. В свою очередь законодатели разбивают эту огромную часть земельного ресурса на подкатегории, к которым относятся:

  • земли с транспортной, коммуникационной инфраструктурой, лесопосадками и подобными объектами, понижающими пагубное воздействие на местность;
  • земельные угодья;
  • территории, предназначенные для строений по переработке сельскохозяйственных продуктов;
  • участки, занятые водным фондом в форме искусственных противопожарных объектов или подобных единиц.

Угодья, обладающие плодородием, государство охраняет первостепенно. К таким территориям относятся:

  • сады;
  • пастбища для скота;
  • пашни;
  • сенокосы.

Стоит отметить, что в статье 77 ЗК РФ не регулируется вопрос определения категории земель садовых товариществ. Однако, последние, находясь за пределами административных пунктов считаются частью категории земель сельхозназначения. Особенностью СНТ является разрешение как на садоводство, так и на создание хозяйственных сооружений, согласно ст. 19 ФЗ №66.

Земли сельхозназначения – важная часть для всего населения РФ

Особо охраняемые территории

Исходя из ст. 94 ЗК к данной категории относятся земли, обладающие специализированным назначением. В большинстве случаев подобные объекты изымаются из гражданского оборота и состоят под государственным контролем в режиме ООТ (особо охраняемой территории). Обратный выход из ООТ в другие категории законом не предусмотрен.

Основные группы ООТ:

  1. Лечебно-оздоровительные объекты для лечения и профилактики.
  2. Природные заповедники, ботанические сады, национальные и природные заповедники.
  3. Объекты историко-культурного наследия.
  4. Природоохранные земли лесов и прочие сооружения для защиты экологических объектов.
  5. Площади рекреационной функции: оздоровительно- физкультурные, туристические зоны.

Особо охраняемые зоны – экологически чистые территории

Категория лесного и водного фонда

Территории РФ, занятые лесными и водными участками собраны в отдельный тип, в который относят следующие случаи:

  • участки лесной хозяйственной деятельности;
  • земли, относящиеся к восстановлению растительного покрова;
  • территории, занимаемые лесом.

Фонд лесных насаждений является ООТ и регулируется правилами Лесного кодекса РФ. Частные лица становятся собственниками участков такой категории в порядке исключения.

Исходя из статьи 102 ЗК, площади, занятые поверхностными природными водами и гидротехнические сооружения относятся к водным объектам. Согласно Водному кодексу такие земли не разделяются на участки.

Площади, покрытые природными водами и с установленными гидротехническими сооружениями не делятся на участки

Участки земли в населенных пунктах

К числу земель населенных пунктов (ЗНП) относятся площади, отведенные для строительной деятельности и административно-муниципальной работе. ЗНП как категория земли отделена от прочих групп утвержденными границами иных населенных пунктов, сельских местностей, которые не могут пересечь территорию соседних территорий, исходя из генерального плана или схемы территориального планирования.

Статья 85 ЗК РФ регламентирует зоны, которые можно отнести к категории ЗНП:

  • Общественно-деловые;
  • Жилые;
  • Рекреационные;
  • Сельскохозяйственные;
  • Специальные;
  • Производственные;
  • Зоны инженерно-транспортной инфраструктуры.

Градостроительный регламент распределяет тот или иной участок в конкретные виды зон, с присвоением спец значений, в том числе и для земли населенных пунктов, это значит жилая застройка может именоваться отметками типа: Ж1, Ж4, Ж6. Отметка «Д», говорит об отношении к общественно-деловой принадлежности, «И» – инженерные структуры, «П» -производство.

Исходя из нормативного акта №5 к Приказу ФНС №ММВ-7-21/347 от 10.05.2017, категория земли должна указываться в форме специального кода.

Земли населенных пунктов могут быть разделены участками сельхозназначения

Земли запаса

Источник: https://m-strana.ru/articles/kategorii-zemel/

Кто устанавливает категорию земель и разрешенное использование?

Сведения о категории земель это

С юридической точки зрения земля является не только основным ресурсом для достижения должного уровня экономического благополучия, но и особым производственным объектом, эксплуатация которого может происходить только в рамках разрешённого законом использования.

Категории и виды использования

Земельный Кодекс Российской Федерации является основным нормативным актом, осуществляющим вопрос установления и регулирования возможностей эксплуатации участков тех или иных категорий земельных территорий.

В соответствии с его положениями на сегодняшний день на территории государства выделяются семь категорий, к которым относятся те или иные участки в рамках общего массива:

  • Земли, принадлежащие различным населенным пунктам;
  • Участки, независимо от их территориального расположения и площади, относимые к сельскохозяйственным территориям;
  • Территории лесного фонда;
  • Территории водных объектов (водного фонда);
  • Земли особого назначения (в том числе территории земель с особым режимом охраны);
  • Земли, относимые к территориям специального назначения (используемые для сооружения и эксплуатации промышленных объектов, инфраструктурных и инженерных сетей, объектов, используемых для обеспечения государственной безопасности);
  • Земли, переведенные в фонды государственного запаса.

Действующие нормы земельного законодательства делают замечание, что одновременно находиться в нескольких категориях один и тот же участок не может, однако, при возникновении соответствующих условий, возможно осуществление перевода той или иной территории из одной категории в другую.

Исходя из такого разделения можно определить, что под категорией земельного надела следует понимать специально установленный правовой режим возможной эксплуатации земельного участка в соответствии с определёнными его стандартными свойствами, определёнными природой или сформированными в процессе эксплуатации в ранние периоды времени.

Вид установленного разрешённого использования – понятие более узкое, которое даёт расшифровку тех возможностей эксплуатации, которые есть у каждого участка в соответствии с отнесением его к той или иной ранее определенной категории.

Установление существующих видов разрешённых вариантов использования возможно в результате проведения комплекса мероприятий по зонированию существующих территорий в рамках одной категории в соответствии с присущими ей индивидуальными особенностями в силу расположения или качественных характеристик.

Целевое назначение земель

Целевое назначение земельных территорий относится к одному из основных понятий в земельном праве, равно как и категория земель.

Несмотря на то, что в действующем земельном законодательстве понятия режима целевого использования или назначения земель не содержится, оно используется для определений категорий тех или иных участков.

В соответствии с этим правилом под целевым назначением земель следует рассматривать их особый режим правовой и фактической охраны и организации эксплуатации в зависимости от имеющихся особенностей тех или иных участков, характерных для группы таких участков.

Категории земель и виды целевого назначения являются взаимосвязанными понятиями и не могут работать друг без друга.

Их установление также может быть осуществлено только в тесной взаимосвязи между ними.

Кто присваивает?

Категории земель, также, как и присвоенный вид целевого назначения, может быть установлен только в соответствии с действующими нормами и положениями земельного законодательства.

Основными регуляторами здесь выступают Земельный Кодекс Российской Федерации (статья 8), а также Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” (статья 14).

В соответствии с нормами, закрепленными в указанной статье Земельного Кодекса есть четыре уровня уполномоченных государственных органов, которые могут определять новые или подтвержать ранее установленные категории земель.

Уровни определяющих органов формируются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок или территория. В соответствии со статьёй 8 Земельного Кодекса категория земель устанавливается:

• Для территорий, находящихся в федеральном владении – Правительством РФ;

• Для земель, принадлежащих на основании оформленного права собственности субъектам государства, а также для муниципальных земель, которые являются или будут являться землями сельхозназначения – уполномоченными органами соответствующих субъектов;

• Для земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, кроме земельных территорий, отданных под сельское хозяйство или которые будут переведены в эту категорию – специально уполномоченными органами или отдельными должностными лицами муниципалитетов;

• Для земель, на которых оформлено право частной собственности, в зависимости от категории, будут использованы полномочия либо специальных органов исполнительной власти субъекта (если речь идёт о земле сельхозназначения), либо муниципалитета (для остальных категорий).

Основания

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Процедура определения вида и назначения участка

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О переводе земель…» процедура присвоения категории и, соответственно, определения целевого назначения и вида использования будет осуществляться следующим образом.

Лицо, заинтересованное в переводе земель в другую категорию или присвоении ему категории (если такая по каким-то причинам не была установлена), определении вида и назначения участка, подает заявление с указанием всех конкретных данных на участок в уполномоченные органы.

Заявление предоставляется в форме ходатайства, в котором необходимо отразить не только сведения о конкретном участке (его адрес расположения, действующее в отношении него право собственности или пользования с указанием даты возникновения, кадастровый номер, установленная категория или ее отсутствие с объяснением причины отсутствия данных, обоснование причины перевода участка из одной категории в другую).

Документы

К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура.

В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.

Весь пакет документов проверяется сотрудниками соответствующих органов исполнительной власти на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его содержания и лица, подавшего этот пакет.

В случае выявления несоответствия документов или лица, подавшего их, указанным требованиям, все бумаги возвращаются заявителю в срок не более тридцати дней с момента их получения, сопровождаемые мотивированным отказом в принятии с подробным указанием причины отказа.

В течение трех месяцев документы рассматривает Правительство РФ в отношении земель, переданных в его ведение. Два месяца отводятся исполнительным органам в субъектах и муниципалитетах.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится соответствующий акт, в котором указывается присвоенная категория или установленный вид разрешенного режима пользования или целевого назначения, дата принятия решения о таком установлении.

Срока окончания действия у такого акта нет, так как следующий может быть принят в любой момент в результате наступления соответствующих оснований.

В течение четырнадцати дней с момента фиксации вынесенного решения путем составления акта последний должен быть направлен заявителю.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.